День Святой Троицы
Настоящим началом истории Церкви, ее рождением явился праздник Пятидесятницы 30 года.
Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило, что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского наречия. Тогда вышел Петр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных. «Мужи израильские! – воскликнул он – Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и , пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей невозможно было удержать Его».
Сила речи Петровой была ни с чем не сравнима. В тот же день тысячи иудеев приняли крещение во имя Иисусово…
Что же произошло с учениками? Что внезапно превратило их в смелых провозвестников Христа?
Никакие исследования историков не могут дать ответа. Здесь – тайна Духа Божия, Который был послан Иисусом для укрепления Его рождающейся Церкви.
С того момента, когда над учениками пронесся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно в страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия.
Их не остановят ни угрозы архиереев, ни истязания, ни тюрьмы. За ними придут новые поколения. Против них вооружатся властители и философы, чиновники и полиция. Но, распятые, сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа.
Мутной волной нахлынут соблазны и искушения: мнимые христиане, мнимохристианские императоры, недостойные пастыри, лжеучители и раскольники. Но ничто не сможет сокрушить Церковь Христову.
Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Сын-Логос создал ее, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы.
В русской народной традиции праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета. В этот день храмы и дома издавна принято украшать березовыми ветвями и цветами в честь Духа Божия животворящего.
Протоиерей А. Мень.
Тропарь, глас 8-й
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
О Троица, Боже наш! Простое Существо, создавший и душу нашу по образу Твоему, да в Тебе жизнь и мир свой имеем! О Троица, Питательница и Надежда наша! Даждь нам в Тебе единой всегда надежду свою полагать, в Тебе единой жизнь и покой обретать. О Троица! Ты, как мать, носишь всех нас на руках Своих и всех нас питаешь из рук Своих, как нежная мать! Ты никогда не забудешь нас, ибо Ты Сам сказал: Забудет ли женщина грудное дитя свое…но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49,15), т. е. не перестану питать, охранять, защищать и спасать тебя. Еще Ты Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (Евр.13,5). Для чего же мы беспокоимся о пище, для чего жадничаем, пересыщаемся, лакомимся? Для чего жалеем уделить ближнему? О, окаянство! о, слепота! о, самолюбие грязное! о, нелюбовь к Богу и ближнему! Ведь в лице ближнего – Бог, а мы Богу Самому жалеем Его же даров! Вспомни, как щедро наградил духоносный Елисей пророк женщину Соманитянку, принимавшую его от всей души в дом свой и простосердечно его угощавшую! Он испросил ей у Бога сына и потом, когда сын умер, воскресил его.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Троица
Ах Троица, ах, Троица,
Зеленая пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!
Лишь только солнце двинется
И заблестит росой,
Земля, как именинница,
Возрадует красой.
Лежит пучками полными
Во всех углах полынь,
И голубыми волнами
Плывет землей теплынь.
И сердце очищается
Любовью ко всему.
И так легко прощается.
Когда идешь к Нему.
Многие ли из нас знают Духа Святаго?
Если спросить, большинство, вероятно, скажут, что нет, потому что не только не ощущают Его, но и ощущая, не понимают, что это пребывает в них Дух Святой. Между тем весьма важно знать о присутствии Святаго Духа. Иисус Христос сказал о Святом Духе так: Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3,8). Это значит, что присутствие Святаго Духа в сердце, прикосновение Его к сердцу нашему возможно слышать, чувствовать и ощущать, но нельзя лишь заранее определить времени, когда может произойти Его посещение. Дух Святой вселяет в человека веру, дает ему надежду и свет; без Него никто не может иметь истинной живой веры. И самый ученый мудрец без просвещения Духом Святым в делах Божии, в Его домостроительстве есть совершеннейший слепец. Напротив , самому неученому, простому человеку Дух Святой может открыть и показать дела Божии, может дать ему почувствовать сладость Небесного Царствия. Человек, имеющий в себе Духа Святаго, чувствует в душе своей необыкновенную радость, доселе совершенно ему неведомую. Дух Святой вселяет в сердце человека истинную любовь, и для того, одушевленного истинной любовью, нет потом ничего трудного и невозможного, для него никакие законы и заповеди нетрудны и удобоисполнимы. Вера и любовь, даруемые человеку Святым Духом, есть такие величайшие и сильнейшие средства, что имеющий их может легко идти по пути, ведущему в Царствие Небесное. Сверх того, Дух Святой дает человеку силу противиться прелести мира. Такой человек, хотя и пользуется земными благами, но не прилепляется к ним своего сердца. Напротив, человек, не имеющий в себе Духа Святаго, при всей учености и благоразумности своей в той или иной степени всегда раб и поклонник мира. Дух Святой дарует человеку премудрость в делах и поступках.
Итак, видите, братия и сестры, какое большое значение имеет для человека Дух Святой! Поэтому всем нам необходимо искать Духа Святаго, иметь Его в себе, подобно тому, как имели Его святые апостолы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны».
Протоиерей Валентин Мордасов
Сошествие Святого Духа на Апостолов
Святых Апостолов семья
В молитве тихой пребывает
И, веру чистую тая,
К Христу с надеждою взывает,
Исполнен каждый светлых дум,
Молитвой тихой вдохновлялся…
Внезапно точно ветра шум
По тихой храмине раздался.
То, в виде светлых языков,
Сходил к ним Дух Святой, сияя,
И на главах учеников
Почил, их светом осеняя.
И шум пронесшийся затих,
Едва коснувшийся их слуха,
И сонм Апостолов святых
Исполнился Святаго Духа.
Оставив храмину, пошли
И, ставши пред учениками,
Им поучения вели.
Толпа внимающих людей
Теснится молчаливым строем,
И взор скрывает иудей
Под низко спущенным повоем.
Иерей И. Рыскин
Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын День сегодня! Над моей головой зеленая березка, дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже засунута березка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.
На мокром столе в передней навалены всякие цветы и темные листья ландышей. Все спешат набирать букетцы, говорят мне – тебе останется. Я подбираю с пола, но там только рвань и веточки. Все нарядны, в пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зеленой рощей.
Мы идем все с цветами. У меня ландышки, и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего невидно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. Иконостас чуть виден, кой - где мерцает позолотца, серебрецо, - в березках. Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка. Не видно певчих и крылосов, - где-то поют в березках. Березки и в алтаре – свешивают листочки над Престолом. Кажется мне от ящика, что растет в алтаре трава. На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним. Это что-то… совсем не в церкви! Другое совсем, веселое. Я слышу – поют знакомое: «Свете тихий», а потом, вдруг, то самое, которое пел мне Горкин вчера, редкостное такое, страшно победное:
«Кто Бог великий, яко Бо-ог наш? Ты еси Бо-ог, творя-ай, чу-де-са-а-а!..»
Там в березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно. С нами пришли березки, цветы и травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь живая, и все мы кланяемся Ему, и Он отдыхает под березкой. Он теперь с нами, близко, совсем другой, какой-то совсем уж свой. И теперь мы не грешные.
Все это здесь, со мною, пришло с березками: и березовый, легкий воздух, и небо, которое упало, пришло на землю, и наша земля, которая теперь живая, которая – именинница сегодня.
Ночью я просыпаюсь…-гром? В занавесках мигает молния, слышен гром. Я шепчу – «Свят-свят, Господь Саваоф!» - крещусь. Шумит дождик, и все сильней, - уже настоящий ливень.
Прошел по земле Господь и благословил их и все. Всю землю благословил, и вот – благодать Господня шумит за окнами.
И. Шмелев «Лето Господне»
Материал подготовлен по благословению иерея Дмитрия Макарова, настоятеля Свято-Троицкого прихода.
Комментарии посетителей