Искать:

Петров пост! Что можно есть в Петров пост (Петровский пост)...

В 2010 году на 31 мая приходится начало Петрова поста (Петровского поста). Этот пост начинается обычно через неделю после дня Святой Троицы в понедельник.

Петров пост. Петровский пост. Установление Петрова поста

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти". Но особенно этот пост утвердился, когда были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. 29 июня (по новому стилю - 12 июля) свершилось освящение константинопольского храма, и именно с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Этот летний пост, который мы часто называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились"

"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, ...нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай - после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

Петров пост всегда начинается с понедельника, через неделю после Троицы, поэтому каждый год дата его начала разная. Зато завершается пост всегда 12-го июля, в день памяти апостолов Петра и Павла. Начиная с Петра и Павла, день убывает на 1 час, в народе по этому поводу говорили «Пётр и Павел час убавил».

Петров пост совершается в память апостольского служения. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые по принятии даров Святого Духа, постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли и преемников своих на то же служение.

Петровский пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Главным врагом, как гласит Евангелие, является не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Как часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.

Голод, отказ от пищи сами по себе не являются для христианина благом. Потребность в пище естественна для человека. Для человека, для его нравственности важна воля. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе тернии зла, пренебречь собственными эгоистическими желаниями ради служения Богу и ближнему. Воспитанию воли и служит пост. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу (в 2001 году пост длится с 11 июня по 11 июля). Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

В честь таких святых во время богослужения совершается великое славословие. К ним относятся, например, преподобный Кирилл, игумен Белозерский (22 июня); святитель Иона, митрополит Московский (28 июня); апостол Иуда, брат Господень (2 июля). То же самое справедливо и для празднования Владимирской иконы Божией Матери (6 июля).

Что можно есть в Петров пост (Петровский пост)

Во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

В честь праздников во время поста на Руси было принято готовить особые пироги - рыбники. Их особенность заключалась в том, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается целиком. Пироги делали открытыми, чтобы рыба была видна, что очень украшало выпечку. Самым же используемым продуктом Петрова поста была и остается разнообразная зелень и блюда из нее. Это и зеленые постные щи, и холодные постные окрошки или ботвиньи, да и любое постное блюдо становится с зеленью аппетитнее и вкуснее.

В Петров пост наиболее используемым продуктом является все-таки зелень. В жаркие дни приятно похлебать зеленые постные щи, холодную постную окрошку или ботвинью, а зелень приправ прекрасно разнообразит постную пищу.

Надо знать, какие продукты необходимо строго исключить из своего рациона на период поста, так как их употребление считается церковью грехом. Во-первых, исключаются все мясные блюда. Кроме того, молочные продукты также считаются пищей животного происхождения, и по этой причине их следует исключить. Молочные продукты – это не только молоко, кефир, сметана, сыры, сливочное масло; в эту же группу входит молочный шоколад, йогурты, молочный сахар. Исключаются и всевозможные изделия, содержащие яйца, в том числе и кондитерские, такие как сдобные булки, оладьи, пирожные, блины, торты, яичницы. Из напитков, естественно, ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь, так как пить спиртное вообще считается церковью грехом. Поэтому, когда вы чувствуете жажду, пейте только чистую воду, ведь это самый естественный напиток из всех существующих в мире.

Разрешается употребление вареной пищи, куда входят каши на воде (все крупы), окрошки, похлебки, щи, борщи, рассольники, макароны, пельмени с овощной или грибной начинкой. Печеное и жареное, в принципе, рекомендуется ограничивать, однако во время Петрова поста разрешается делать некоторые послабления, употребляя в пищу печеные овощи (например, фаршированные кабачки, баклажаны, перцы), печеные фрукты, голубцы, овощные котлеты, оладьи постные (гороховые), блины на растительном масле (пшеничные, гречневые, пшенные, картофельные). Также можно позволить и жареные макароны. Многие считают, что во время поста от сладкого следует отказаться, так как во время поста следует помнить, что душевные цели и мысли о еде должны отходить на второй план, потому и еду готовить рекомендуется несладкую. Однако иногда делается послабление. В основном в пищу употребляют мед, горький шоколад (но не содержащий молока), цукаты, какао-порошок, варенья (или джемы), а также сахар, обычный и фруктовый. Еще один совет заключается в том, что не нужно играть со страстями, вкушая соевое мясо, а также употребляя безалкогольные напитки с алкогольными названиями и т.п. Кроме того, существуют особые страстные напитки. Многие удивятся, узнав, что к ним относятся ныне распространенные тонизирующие кофе, крепкий чай и энергетические напитки. Их во время поста следует исключить из рациона.

 

ДАЧНЫЙ СУП С КРАПИВОЙ И ЩАВЕЛЕМ

По 300 г молодой крапивы и щавеля, 100 г лука-порея (белая часть), 3 картофелины, 1 морковка, 100 г корневого сельдерея, 2 крутых яйца, 2 ст.л. сливочного масла, 2 ст.л. муки, 2 ст.л. сметаны, соль, перец.

Крапиву и щавель перебрать, промыть. Крапиву ошпарить кипятком, дать стечь воде. Овощи очистить, морковь и картофель нарезать соломкой, порей и сельдерей – кубиком. Крапиву и щавель мелко порубить и опустить в 1,5 л кипящей подсоленной воды. Добавить морковь и картофель, варить 5 минут, затем положить в кастрюлю порей и сельдерей. Муку обжарить в сковороде на растопленном сливочном масле до золотистого цвета, добавить 2 ст.л. горячей воды, размешать и вылить в суп. Готовить еще несколько минут на среднем огне. Суп разлить по тарелкам, приправить перцем и сметаной, положить в каждую тарелку по половинке яйца. Калорийность готового блюда – 1200 ккал.

 

САЛАТ «ФРУКТОВЫЙ РИС»

200 г риса, 200 г консервированных ананасов, 2 банана, по 50 г ежевики, малины, облепихи, 100 г зеленого винограда, 2 ст.л. меда, 3 ст.л. лимонного сока, 2-3 ст.л. сиропа из ананасов, 300 г натурального йогурта.

Сварить рассыпчатый рис в подсоленной воде, откинуть на дуршлаг. Ананасы и бананы нарезать ломтиками. Ягоды винограда разрезать пополам, удалить косточки. Для заправки: смешать мед, сок лимона, ананасовый сироп. Соединить фрукты  рисом, осторожно перемешать, выложить в широкий салатник, сверху уложить ягоды, полить заправкой. Отдельно можно подать йогурт. 

 

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
0 комментариев