Искать:

27 июля - день памяти святого великомученика Пантелеимона

Святой великомученик и целитель Пантелеймон.

 27 июля - день памяти святого великомученика Пантелеимона. Помни, что Пантелеимон значит «всемилующий», и, сколько возможно, направляйся к тому, чтобы держаться любви, которая, по словам святого апостола Павла, «милосердствует, долготерпит, не завидит, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит».

О, если бы Всеблагий Господь помог всем нам, за молитвы святого великомученика Пантелеимона, стяжать эту добродетель, которая, по словам того же апостола, больше всех других добродетелей… и без которой человек – яко медь звенящая или кимвал звучащий!

 Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

 Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда  будущий великомученик был юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую, юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Ефросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.

В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы  станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства,  и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием имени Иисуса Христа, он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.

После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждующим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Из зависти врачи донесли императору, что святой  Пантелеимон лечит христиан-узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой  Пантелеимон исповедал себя христианином  и на глазах императора Именем Иисуса Христа исцелил расслабленного. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.

Господь явился и укрепил перед страданиями. Великомученика  Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.

В то же время перед судом предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедовали свою веру во Спасителя и были обезглавлены.

По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский!» Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.

Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягкий, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призывавший в небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и попросили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.

Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствовавшие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, оставалось в огне неповрежденным и было погребено христианами (305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.

Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с 12 века. Князь Изяслав в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангауте, в 1720 году, в 1720 году при Гренгаме).

Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, это значит «лев во всем». Второе имя данное при Крещении, - Пантелеимон, то есть «всемилостивый», раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.

Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве за немощного.

19 августа - преображение господне 

Почему среди многих событий жизни Христа Церковь особенно выделила Преображение и даже посвятила ему специальный праздник (6\19 августа)? Свидетелем его было всего три человека, какого-то исключительного места в Истории Спасения он, по-видимому, не занимает. И все же есть в этом празднике нечто относящееся к самой сути Боговоплощения.

Апостол Павел говорит, что Христос на земле «уничижил Самого Себя». Он пришел к людям не как признанный царь, пророк или священник. Свои чудеса Он чаще всего скрывал. Его не поддерживали никакие церковные авторитеты. За исключением единственного раза. Он уклонялся от почестей и восторгов толпы. Одним словом, Мессию в Иисусе Назарянине узнать было нелегко.

Отрешившись от привычных взглядов, попробуем увидеть Иисуса глазами Его современников, и тогда мы поймем, какой веры потребовало исповедование Петра.

Ремесленник из провинции, презираемый учителями Закона, ненавидимый духовенством, окруженный грубыми крестьянами и отбросами общества, претендует на божественное посланничество, дерзает исправлять самое писание. В Назарете Его отвергли, даже близкие не верят в него. Чудеса? Их легко объяснить сатанинским волшебством. Слова Его для многих звучат порой просто кощунственно. Немало учеников покинуло Назарянина, будучи не в силах принять то, что Он сказал о Себе. А где Его полки и сонмы ангелов, которые вышвырнут язычников из святого града? Нет, не таким рисовался Мессия народному воображению…

Однако нашлось несколько человек, которые духовно оказались выше архиереев и законников, людей мудрых и набожных. И их вера, преодолевшая все преграды, познала Христа в Его уничиженном виде.

После того как Петр прямо назвал Его Мессией, ему и еще двум апостолам было дано узреть Славу Сына Человеческого.

Христос молился на вершине горы, а Петр, Иоанн и Иаков спали неподалеку. Когда же он пробудились, то увидели Учителя преображенным: лик Его после молитвы излучал сияние, одежда была пронизана светом. Рядом, беседуя с Ним, стояли два  пророка…

Чувство невыразимой радости и покоя охватило души учеников. Им захотелось продлить этот неповторимый миг. «Равви! – пролепетал Петр, не зная, что и сказать. – Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии…»

Слово «кущи» он произнес не случайно. Праздник Кущей знаменовал пребывание Господа в сердце избранного народа. В этот день сооружали шалаши из ветвей (кущи), вспоминая о странствии в пустыне и о Славе Вечного, явленной светлым облаком в центре стана. И сейчас на горе Петру казалось, что праздник близости Божией настал. И, словно в ответ ему, из облака, осенившего вершину, прозвучали слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Невольно хочется спросить: помнили ли ученики гору Преображения, когда увидели Господа на другой горе – Голгофе? Если помнили, то почему поддались страху и отчаянию?

Но ведь подобное происходит и с нами. И нам подчас приоткрывается божественный Свет, и мы все вместе с Петром говорим: «Хорошо нам здесь быть», а потом все исчезает. Маяк блеснул, и вновь темное море, бурное и грозящее. Как дорога тогда память о преображенном   Свете, посетившем нас! Только храня ее, можно остаться твердым, когда наступит время испытания.

Молния, расколовшая мрак на святой горе, возвещает также и  будущем преображении твари. Христианство учит о теозисе, конечно «обожении» мира и человека. Поэтому праздник Славы Христовой был отнесен Церковью к концу года.

В Ветхом Завете праздник Кущей был «днем урожая», в христианскую эпоху Преображение было отнесено ко времени сбора плодов.

Церковный устав хранит благочестивый обычай первый раз в году есть виноград только после его освящения. Совершается оно в конце преображенской Литургии.

В этот праздник мы приносим Богу благодарение за все труды, которые он помог нам завершить.

 

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты еси воистину Отчее сияние. 

Преображение господне

Был день, каких было и раньше немало:

Багровое солнце все также вставало,

Щипали траву добродушнее овцы,

Ругались торговки, спешили торговцы,

Всемирно ревнуя о вере и Боге,

Твердили раввины закон в синагоге.

Но что-то случиться должно было вскоре-

Готовилось чудо на древнем Фаворе.

На древнем Фаворе, крутом и зеленом.

Дремали апостолы, сном отягченные.

И вдруг пробудились: Учитель пред ними

В одеждах, что солнечный свет вмиг затмили.

Сияло лицо Его; рядом, к тому же,

Стояли еще два божественных мужа.

С восторгом апостолы мыслили: «Равви,

Впервые явился Ты в силе и славе,

Ты с нами ходил в одеянье убогом,

Но только теперь Ты представился Богом».

Материал подготовлен по благословению иерея Дмитрия Макарова, настоятеля Свято-Троицкого прихода

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
0 комментариев