Искать:

Использование символа "Родина-мать" стало платным

Использование символа Родины-матери для оформления плакатов, баннеров, книг, сувениров или даже просто для патриотического воспитания молодого поколения обойдётся в круглую сумму, которую будет необходимо перечислить компании «Управис» — представителям внука автора мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» Евгения Вучетича. Ранее, права на использование изображения мемориала на Мамаевом кургане принадлежали музею-заповеднику «Сталинградская битва». Но теперь, это уже совсем не так.

Напомним, российское Агентство по патентам и товарным знакам зарегистрировало изображение скульптуры «Родина-мать зовет!» в качестве торговой марки в 2010 году. Как утверждали в музее-заповеднике «Сталинградская битва», все права на использование изображения главного символа Волгограда с тех пор начали принадлежать им безраздельно.

Однако в мае 2021 года внук Евгения Вучетича, также Евгений Вучетич, обратился в Роспатент и оспорил права музея.

Суд установил следующие обстоятельства: скульптура «Родина-мать зовет» является объектом авторского права, созданного творческим трудом, в том числе, Евгения Вучетича, — говорится в решении суда, — Срок действия исключительного авторского права на указанное произведение не истек как на дату приоритета спорного товарного знака. Исключительные права Евгения Вучетича на поименованное произведение не были переданы им другим лицам, податель возражения приобрел исключительные авторские права в порядке наследования, согласия правообладателя данного произведения на регистрацию спорного товарного знака не было, — говорится в решении суда. Им же суд по интеллектуальным правам признал недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку. Таким образом все права на изображение памятника перешли к внуку его создателя — Евгению Вучетичу.

В сентябре прошлого года представитель Евгения Вучетича, компания «Управис», установила тарифы авторского вознаграждения на использование изображения Родины-матери, оценив изображение скульптуры и на календарях, и на открытках, и на выставках, и даже на упаковке социально-значимых продуктов первой необходимости или на банковской карте. Даже за использование изображения Родины-матери на наградной или памятной атрибутике необходимо заплатить 4% от отпускной цены одного экземпляра изделия. Оплата не требуется лишь в одном случае: при использовании изображения на гербе и флаге Волгоградской области.

В коммерческом плане — здесь вопросов нет, — размышляет директор волгоградского военно-исторического музея Николай Мезин. — Это нормально и правильно. Этим в том числе занимался и музей-заповедник «Сталинградская битва». Но он не предъявляла требований об авторском вознаграждении, когда речь шла об использовании силуэта Родины-матери в воспитательных и патриотических целях, проще говоря — некоммерческой работе. Я директор музея, коллекционер, являюсь официальным партнером Всероссийского детского центра «Орленок», много чего рассказывал о Сталинграде, являюсь спикером программы «Слет кадетов России». Мы должны были приготовить один урок о Мамаевом кургане. Сейчас я буду вынужден из своего кармана заплатить 150–200 тысяч рублей. Причем по закону всё правильно! Получается, что главный патриотический символ сейчас под запретом! Я считаю, что нужно пригласить внука в Волгоград, чтобы человек рассказал, что можно, что нельзя. Как детей учить? А что делать с учебниками? А документальные фильмы? А патриотические форумы? Мы сейчас по сути дела не имеем права использовать Родину-мать. И как вести себя дальше, что делать — я не знаю. При условии, что даже администрация Волгоградской области «попала» на штраф — просто пришел представитель, показал протокол — и всё. Ничего не попишешь. Слышали, что в такой же ситуации уже оказались и Волгоградская областная дума, и даже ГУ МВД по Волгоградской области.

Представитель ООО «Волгаспециалпринт», организации, оказывающей полный цикл полиграфических услуг, Наталья Заборовская уверяет, что из-за сложностей процедуры согласований у нее уже также «зависло» заказов примерно на два миллиона рублей.

У нас есть крупные заказчики, которые планируют изготовление сувенирной продукции, — рассказывает госпожа Заборовская. — Обратились в «Управис» за разъяснением, за что должны платить. Нам объяснили, мы были готовы оплатить авторское вознаграждение, но всё уперлось в процедуру согласования с Евгением Вучетичем. Заказчика устраивает, нас, как будущих поставщиков, устраивает, а Евгений Вучетич — против. На все вопросы о том, как решать эти вопросы, следовал один ответ — читайте Гражданский кодекс. Это ужасно стопорит работу по изготовлению дизайн-макетов. У других заказчиков, к примеру, есть карта достопримечательностей Волгоградской области. И там должна отображаться скульптура Родины-матери. Даже за указание изображения на карте они хотят свой процент. В результате — проекты стоят с января, а общая стоимость заказов, которые мы не можем выполнить, приближается к двум миллионам рублей. Поймите, делать карту достопримечательностей и не указать на ней Родину-мать — глупо. А сейчас неизвестно, будем ли мы печатать ее в принципе. Чтобы сделать такую карту, два моих дизайнера будут работать около месяца. Через месяц Вучетич скажет, что ему не нравится макет. Это еще месяц. Стопорятся сроки, стопорятся заказы.

Евгений Вучетич, к которому редакция V1.RU обратилась за комментарием, заявил, что он некомпетентен в вопросах авторских прав и отчислений, посоветовав обратиться к своему представителю — руководителю отдела по работе с плательщиками «Управиса» Алексею Кисточкину. Однако на месте господина Кисточкина не оказалось. Руководителю компании, Эрику Вальдес-Мартинесу, отправлен редакционный запрос.

В пресс-службе аппарата губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова заявили, что ни в юридическом отделе, ни в комитете по туризму пока не владеют информацией о взаимоотношениях администрации региона с «Управис».

Материал: V1.RU

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
0 комментариев