Праздник «День учителя» состоялся 5 октября. В этот день все учителя отмечали его, так думаем мы, простые граждане, не знающие рутинной работы учителя. Оказывается, даже на веселье они, учителя, с трудом находят время. А правильнее сказать вообще его не находят. Они заняты составлением бумаг для контролирующих организаций. Эта проблема в последнее время стала очень актуальной среди учителей школ. А ведь педагоги должны в первую очередь работать с детьми, а не с бумагами, работать для детей, а не проверяющих.
Мы посетили школы в нашем городе и спросили мнение самих учителей. Вот что говорят наши педагоги.
Екатерина Владимировна: «Моя зарплата осталась почти на том же уровне, что и была, меньше уроков вести не стала. Но очень много пишу тематических планов, каждый день вношу в портфолио записи по каждому своему ученику. Также есть свое личное портфолио, в которое я тоже каждый день вношу изменения – собственные достижения как предметника. Но это только малая доля того, что я научилась делать. Вот, например, - показывает нам Екатерина Владимировна папку, - я научилась составлять таблицы с демонстрацией успехов моих учеников. И мне часто не хватает времени на подготовку к самим урокам. Очень тяжело стало работать с этой бумажной писаниной».
Игорь Михайлович: «Работа в школе сейчас - это значит, что на каждый урок как минимум нужно написать конспект. Затем есть масса разной макулатуры типа отчета по предмету, планов работы со слабоуспевающими, масса писанины в журнале, сдача планирования в начале года, написание бесконечных работ и отчетов к ним. Реально более 30% времени - это бумажки. Отчет скажем по предмету (у меня математика) - это более 6 листов в конце каждого триместра. Всякие другие бумажки... Я печатаю каждый день по 50-60 листов, и это не предел…»
Все эти бумаги нужны для того, чтобы школа могла объективно измерить качество работы педагогов. Объективно - это значит: педагог обязан подкрепить каждое свое действие соответствующей записью, графиком, документом, таблицей. А сколько денег поступает в школу, и каким образом распределяется премиальный фонд, никто из учителей не догадывается.
Таким образом, по словам учителей, бумажная волокита для учителя это:
1. Всевозможные отчеты (после контрольных работ, после выполнения тестовых заданий, срезов, итоги по четвертям), определение качества знаний, успеваемости, СОУ (системы организационного управления).
2. Участие в конкурсах, без которых работа учителя не оценивается.
3. Публикации в газетах и журналах (это опять нужно для аттестации).
4. Портфолио учителя (грамоты, конкурсы и т.д.) и учащихся (на каждого ученика) - тоже составляется учителем.
5.Самоанализ педагогической деятельности.
6.Внеурочная деятельность (подготовка сценариев к праздникам, внеклассным мероприятиям, открытые заседания, круглые столы, экскурсии, кружки, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.) И по каждому мероприятия учитель должен составить отчет.
7.Выступления на ШМО (школьное методическое объединение), КМО (кустовое методическое объединение), РМО (районное методическое объединение).
8.Подготовка к каждому уроку индивидуальных, разноуровневых заданий, без которых сейчас не обойтись. А также подготовка детей к ЕГЭ.
Есть ли выход из положения? (Этот вопрос тоже был задан учителям).
Предложения самих учителей:
Минимизировать и оптимизировать количество нормативных документов.
Меньше проверок и больше доверия учителям.
Автоматизация работы. Переход к электронной документации.
Помимо проведения уроков учителя заполняют огромное количество отчетов и других бумаг. Именно это они считают главной проблемой своей работы.
Подсчитано, что учитель тратит примерно 8 часов в неделю на заполнения разного рода бумаг, большинство из которых не имеет никакого смысла ни с юридической точки зрения, ни с точки зрения здравого смысла.
Лариса Ивичева
Комментарии посетителей
Раньше, помнится, у учителя на несколько лет была одна тетрадь с конспектами и один автор на предмет. Теперь каждый год новоиздания. Надо лавочку этих новаторств прикрыть.
у нас в стране во всех государственных и муниципальных учреждениях всё построено на ни кому не нужных липовых отчётах, планах. Не смотря на всю убогость жизни нам всегда важно казаться сильными, значимыми. Если город, то лучший в мире. Если образование, то самое передовое и самое, самое… Вместо реальных дел кипы бумаги с победными реляциями. И так во всём.
И наши дети никому не нужны. — Ничего нового.