Искать:

Сотвори свой мир

Надежда Бушмина

 Трудно найти человека, который мог бы сказать, что он не любит своего ребенка. Родители уделяют немало внимания воспитанию детей, но немногие знают о роли игр в жизни детей и о том, что эти игры формируют в ребенке.

Игры детей разграничиваются в зависимости от возраста - от предметно-манипуляционных игр (пирамида, дом из кубиков) до сюжетно-ролевых, имеющих правила (магазин, больница). Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, к среднему дошкольному периоду игры становятся совместными, где главное - имитация определенных отношений взрослых, дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяются игры - соревнования, в которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, где ребенок учится делать что-то полезное, нужное, усваивает трудовые навыки, узнает свойства предметов, учится планировать свои действия.

Об играх можно многое узнать из соответствующей литературы, но спросим у родителей, во что они играют с детьми и что хотят развить этими играми у своих детей.

ВО ЧТО ИГРАЮТ РОДИТЕЛИ С ДЕТЬМИ

К Пенчук Наташе и Диме мы уже обращались в прошлой статье, но очень хочется больше рассказать об их взаимоотношениях в семье, потому что виден результат - дети у них трудолюбивые, послушные, внимательные друг к другу и к окружающим их людям. Я обратилась к Наташе с вопросом о том, во что они играют с детьми. Наташа опять заострила внимание на том, что играет с детьми не только она, но и Дима, и подробно описала несколько игр.

-Нашим детям очень нравятся подвижные игры - соревнования. Обязательные для всех правила в этих играх сплачивают нас с детьми и детей между собой. В них никто не превозносится и, что интересно, сразу остаются в стороне любые конфликты. Эмоциональная насыщенность, умственные и физические усилия...

Мы любим устраивать поход в лес с костром и настоящим котелком, где дети узнают, как правильно поставить палатку, как развести костер, чтобы не пострадала природа, как приготовить обед, а чай с различными травами... такого дома нет! Наблюдение за живой природой приводит детей к пониманию, что вокруг много существ, которые тоже нуждаются в нашем внимании и заботе.

В доме, где у нас не так много места, мы часто устраиваем игры, в которых нужно отвечать на вопросы, описывать героев или показывать что-то без слов. Очень хочется, чтобы пример наши дети брали с положительных героев. Героев Библии мы считаем самыми подходящими. Например, Гедеон . Прочитав отрывок из этой вечной книги, дети показывают и рассказывают друг другу о том, как, послушавшись Бога, Гедеон с маленькой кучкой воинов спас Израиль. Детям не грозит звездная болезнь, потому что они видят, что любые достижения в жизни от Творца, а не от человека.

Еще дома мы проигрываем, что нужно, например, для какой-то поездки. Кладем вещи, и дети определяют, что нужно для того, чтобы уложить спать маленькую сестру, или для того, чтобы сварить суп.... Можно проигрывать поведение на дороге или по отношению к стареньким людям.

Интересна была игра «Как построить дом». После нее дети начали относиться с уважением к работе папы и других строителей. В ходе игры выяснилось, что вначале нужен чертеж, а также нужно определиться с размерами и материалами. Но это все остается не только на бумаге. Недавно строили самую настоящую ракету, проводили испытательный запуск. Восторг был нескончаемый!

В играх с природным материалом подключается бабушка. Вместе с детьми она заготавливает осенью каштаны, шишки, веточки, листочки, желудочки, чтобы длинными зимними вечерами было, чем заняться. Что тут только не получается: и птички, и зверюшки, и деревья...

Прежде, чем во что-то играть, мы задаемся вопросом: "Что мы хотим через эту игру привить ребенку - представление о природе, об окружающих предметах; какие качества личности сформируются у наших детей во время этих игр". Для нас очень важно, чтобы ребенок не просто был чем-то занят, но чтобы во время игры дети развивались физически, душевно и духовно. Ведь из здоровых полноценных детей вырастают здоровые полноценные взрослые, которые будут строить свои семьи и отношения в них по тем моделям, которые вложены в них с детства.

ГДЕ ВЗЯТЬ ВРЕМЯ?

Уже слышу вопрос: "На бумаге все гладко, но где взять время? Работа, чистота в доме, накормить семью...!"

Бог через Свое вечное слово всегда даст ответ. И вот мудрый царь Соломон пишет в притчах: " Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть". «Мир» здесь - это не "наелся и отвалился", а мир, с которым дети идут в школу, с которым общаются со сверстниками, с которым они всегда откажут в приеме наркотиков, спиртного и сомнительных знакомствах, потому что их любят и ждут дома. За все нужно платить, в том числе и идеальной чистотой в доме, и изысканными блюдами... Лично я думаю, если дружить с детьми, они всегда согласятся и на вареную картошку ради общения с самыми дорогими в мире людьми - родителями.


«Мир» здесь - это не "наелся и отвалился", а мир, с которым дети идут в школу, с которым общаются со сверстниками, с которым они всегда откажут в приеме наркотиков, спиртного и сомнительных знакомствах, потому что их любят и ждут дома. За все нужно платить, в том числе и идеальной чистотой в доме, и изысканными блюдами... Лично я думаю, если дружить с детьми, они всегда согласятся и на вареную картошку ради общения с самыми дорогими в мире людьми - родителями.

Зимние забавы для малышей – вот уж где родительская фантазия может быть безгранична. Натальей и Дмитрием опробованы следующие игры и развлечения:

Ангел. Положите малыша на спину на пушистый снег. Пусть он «помашет» руками и ногами. Получится отпечаток в виде ангела.

Следы. Пару зимних месяцев мы живем на даче. И потому делаем то, к чему склоняет нас природа: кормим сорок и снегирей, изучаем следы на снегу, рисуем похожие следы на снегу палочкой.

Следопыт. В продолжение темы о следах. Я иду, а дочь идет за мной, стараясь попадать в след. Как волки в стае. Очень трудное занятие для обладателей маленьких ножек и мам, у которых большие шаги.

Топтыжки. В выпавшем за ночь снеге так весело протаптывать дорожки. Дочь узкие, я и Дима – широкие. Дочь коротенькие, мы – длинные. Дочь к реке, мы – к дому.

Снеговики. «Будет баба снеговая ночью не одна», - как-то на новогодней ёлке читала я стихотворение Деду Морозу. Пророческое стихотворение. Пророчество было вот в чем: днём выпал снег. Отличный клейкий снег. Мы с дочерью слепили прекрасного снеговика. Хрестоматийнейшего. Руки-веточки, морковка, метла — всё, как полагается. Дочь восхищалась, хлопала снеговика по упругому заду и лопотала ему комплименты. А вечером, когда дочь уснула, мы с мужем, не сговариваясь, оделись и… Утром дочь была счастлива. Выглянув в окно, она чуть не потеряла обретенный недавно дар речи. У снеговика родилась дочь. Или сын. Неважно. У дочери сейчас как раз навязчивая идея на тему «мама». Она и стульям-то маму ищет, не говоря уж о снеговиках.

Булочки-пирожки-пирожные. Это то, что летом «пекут» из песка. А зимой, соответственно, из снега. Используются те же формочки, что и летом. И те же совочки.

Приз-клад. В снег незаметно прячется игрушка. Задача ребенка – найти её. Даже самый приевшийся трактор, обнаруженный в снегу, встречается дочкой как БМВ последней модели.

Да здравствует зима! Да здравствуют дети и, что важно, их родители. До сих пор завидую подруге, которой папа зимой построил ледяной дом. Строил долго, отливая большие кирпичи-блоки по выходным, а потом цементируя их водой. Домик получился совсем небольшой, этакий «домик старика Тыквы», зато воспоминаний… Пусть вашим детям зависть будет неведома. Лучше, пока зима в разгаре, не откладывать стройку. И вашим детям будет, что вспомнить.

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
1 комментарий
admin
Алекс (гость)

Огромные молодцы! Настоящая семья. Дай бог здоровья.
Я помню, как росло моё поколение.
Снежки, замки, снеговики всем двором, ангелы и отпечатки. казаки разбойники, прятки. Прогулки по лужам босиком, замки из песка, катание с горок, шалаши на деревьях. Как было весело. А тут иду с ребёнком, дождик мелкий. домой не торопимся. перед нами лужа. останавливаюсь и говорю. Насть, а давай попрыгаем по луже? Давай. И стали прыгать. Весело на самом деле. Ну, промокли ну испачкались. ну и что? А под крышей стоят подростки. лет 12 и офигивают. мол какие мы малоумные и безумные. хотя вроде и взрослая…. А нам весело, а в этом есть счастье… А они. они ни чего в этом не понимают. И мне их честно жаль.