В конце марта в детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения Волгограда и Волжского начались коррекционно-развивающие занятия по инновационной образовательной программе «Сказочный мир осязания». Занятия будут также проведены в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения в Михайловке и Урюпинске. Выезды в эти города запланированы на 14 и 20 апреля соответственно.
Цель программы занятий – развитие тактильного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.
Программа занятий построена на использовании современных тифлоинформационных технологий - устройств по созданию тактильной графики «Пиаф» и планшетов для рельефного рисования «Драфтсман». Устройства по созданию тактильной графики, используя специальную рельефообразующую, бумагу способны сделать любое изображение (рисунок, схему) рельефным, а значит, доступным для восприятия детям с глубокими нарушениями зрения через осязание. Планшеты «Драфтсман» предоставляют не только слабовидящему, но и тотально незрячему ребёнку широкие возможности к самостоятельному созданию тактильных изображений путём рисования.
Занятия проводятся в рамках проекта «Развитие тактильного восприятия у незрячих и слабовидящих дошкольников». Проект реализуетВолгоградская ассоциации незрячих специалистов "Надежда" на средства субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям Волгоградской области. Реализация проекта рассчитана на 6 месяцев с января по июнь 2015 года. Сумма субсидии на реализацию проекта из областного бюджета составит 350226,4 рублей. Проект охватит 4 специализированных дошкольных учреждения (в Волгограде, Волжском, Михайловке и Урюпинске):
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №283 Краснооктябрьского района г. Волгограда
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 92 «Черемушка» городского округа г. Волжский
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга» городского округа г. Михайловка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа г. Урюпинск
В рамках проекта также предполагается провести семинары для педагогов детских садов и родителей детей инвалидов; создать библиотеку методических материалов (учебных рельефно-графических пособий) и разместить её на сайте в сети Интернет.
Для подготовки занятий была проведена долгая кропотливая работа «Творческой мастерской» по разработке и изготовлению контурных и трафаретных методических пособий. Разработка пособий проводилась тифлопедагогом с привлечение добровольцев - студентов Волгоградского социально-педагогического университета.
Для выявления эффективности коррекционно-развивающей программы перед её реализацией была проведена диагностика ребят. Аналогичную диагностику планируется провести и после завершения занятий.
Программа занятий позволит:
формировать у ребят с нарушениями зрения умение определять на слух фигуру, зарисовывать её; размещать фигуры по образцу (выполненному на устройстве тактильной графике) или по словесному указанию;
закрепить умение ориентироваться на плоскости листа;
регулировать силу нажима на ручку;
формировать умение определять количество углов, сторон у плоскостных фигур; освоить осязательные приёмы сравнения;
формировать умение ориентироваться в рядах клеток; закреплять понятия «верх-вниз», «середина», «ряды»; закрепить умение рисовать фигуры;
проводить дорожки разной конфигурации с помощью трафарета;
развивать умение тактильно находить названную фигуру и штриховать её по словесной инструкции педагога, дорисовывать фигуры.
Всё оборудование, использованное в ходе проекта, будет безвозмездно передано в образовательные учреждения региона. Уникальность данного проекта заключается в том, что до настоящего времени в нашем регионе в дошкольных образовательных учреждениях устройства производства тактильной графики ещё не использовались, нет и коррекционно-образовательных программ, построенных на их использовании.
Как рассказала тифлопедагог проекта, кандидат психологических наук, Доцент кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского социально-педагогического университета Татьяна Малкова: «Новые средства по созданию тактильной графики позволят обеспечить необходимую детям с глубокими нарушениями зрения продуктивную деятельность моделирования объектов познавательной деятельности в доступных формах, выявление недоступных непосредственному зрительному восприятию связей между явлениями и процессами и закономерностей их изменения. Решение коррекционно-образовательных задач в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях, с помощью устройств производства тактильной графики, позволят более эффективно развивать у детей с нарушением зрения тактильное восприятие, а через него развивать творческое воображение, изобретательскую смекалку, наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать. А главное, дадут возможность построения качественной индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучения детей с тяжелыми нарушениями зрения в условиях коррекционно-педагогического процесса».
Контактная информация по телефону: (8442) 37-74-57.
Рыбников Евгений Вячеславович.Контактные лица:
E-mail: vansnadezhda@yandex.ru
Общественная организация Волгоградская ассоциация незрячих специалистов "Надежда" (ВАНС «Надежда») работает по направлению внедрение информационных технологий в жизнь незрячих и слабовидящих уже с 1999 года и за годы деятельности накопила достаточный опыт работы в этой сфере. За это время в области тифлоинформатизации реализовано ряд социально-значимых проектов. Среди них: «Обучение компьютерным технологиям детей с нарушением зрения» (1999г.), «Информационно-консультативный обучающий центр общественных организаций инвалидов» (2001г.), «Открытие компьютерного класса в Михайловской школе для слабовидящих детей» (2002г.), «Создание рабочего места юриста-инвалида по зрению в Областной специальной библиотеке для слепых» (2004г.), «Инвалиды в Интернете» (2006г.), «Профессиональная реабилитация инвалидов по зрению на основе использования современных информационных технологий» (2007 г.), «Современные информационные технологии в реабилитации незрячих и слабовидящих» (2013 г.), «Современные информационные технологии в образовании незрячих и слабовидящих детей» (2014). Кроме того, организация постоянно оказывает консультации незрячим и слабовидящим, родственникам людей с инвалидностью по работе с ПК, смартфонами, тифлофлешплеерами, электронными увеличивающими устройствами; установке специальных программ на ПК незрячих и слабовидящих; печать текста рельефно-точечным шрифтом Брайля; предоставление учебных материалов для самостоятельного обучения незрячих и слабовидящих основам компьютерной грамотности и другие услуги.
Комментарии посетителей