Искать:

«Школа, которую отстояли»

«Школа, которую отстояли». Репортаж из маленького хутора под Волгоградом, где не осталось ни одного первоклассника. Как проходит линейка 1 сентября в школе, где учатся всего 11 детей и работают 6 педагогов?

В МКОУ «Крутинская ОШ» в Михайловском районе Волгоградской области не осталось ни одного первоклассника. В этом году там собралось 11 учеников и 6 педагогов. В июле этого года школу хотели закрыть. Детей собирались возить за 12 километров в другой хутор, а учителя боялись, что они в один миг могут остаться без работы. Но родителям удалось отстоять место, которое практически стало домом для их детей. По их словам, если бы школу закрыли, хутор бы окончательно умер. Как прошла линейка 1 сентября в маленькой, но такой уютной школе, где даже есть свой собственный сад, и почему жители до сих пор боятся, что их дети могут остаться без образования и любимых учителей — читайте в репортаже издания V1.ru.

«В этом году первоклашек нет, торжества не будет…»

Хутор Крутинский находится в 230 километрах от Волгограда. Проезжаем мимо подсолнуховых полей по разбитой дороге, едем вдоль ухоженных домов и дворов и примыкаем к маленькой школе. Помимо нее, из инфраструктуры здесь есть небольшой магазин, библиотека, медпункт и Дом культуры, где уже долгое время не могут найти работника «за копейки». Внешне школа похожа на домик со своим небольшим огородиком. Здесь растут яблоки, смородина, ирга, слива и другие ягоды и фрукты. Видно, что за школой ухаживают. Порог покрашен, траву скосили, и уже в 07:00 работница подметала веником перед началом линейки. У ворот нас встречает директор школы Ирина Бурдынова. Она работает здесь с 1990 года.

Ирина Николаевна рассказала нам небольшую историю образовательного учреждения. Когда-то в классах здесь было и по 10, и по 15 человек. А сейчас некоторые классы полностью отсутствуют. «В начале XX века богачи Колганы стали собирать деньги на постройку общественных домов в хуторе Крутинском. Первым был построен дом для попа, а вторым — школа, которую открыли в 1903 году к 100-летию хутора, — рассказывает Ирина Николаевна. — Школа сначала была церковно-приходской. В 1911 году в 1–3 классах насчитывалось около 90 учеников. В дни Великой Отечественной войны в школе располагался лазарет. В 1968 году школа была реорганизована в восьмилетнюю. К старому зданию силами жителей была сделана постройка из четырех классных комнат и актового зала. С каждым годом учеников становилось всё меньше и меньше… Это был не резкий спад, а постепенный. В самые лучшие годы здесь учились более 100 человек, а сейчас — 11».

К 09:00 к школе потихоньку стягиваются первоклашки. Нарядные, с бантами и роскошными букетами школьники выстроились в мини-шеренгу. Правда, букеты не такие, которые обычно дарят в городских школах. Аккуратно собранные родителями яркие хризантемы, розы, астры, бархатцы в целлофановой или бумажной упаковке. Да и сама линейка совсем не похожа на ту, которые проводят в крупных школах. Никакой давки, спешки, суеты. Но все традиции соблюдены. Милые четверостишья, гимн, поднятие флага и первый звонок, который давали не первоклассники, а 9-классники. Чем еще трогает сельская школа и сельские дети? После первого урока школьники не кинулись за телефоны снимать ТикТок, а бегом побежали к футбольному мячу.

«Таких школ, как наша, в области, наверное, уже нет»

Всего в школе шесть педагогов. Почти каждому из них приходится совмещать по три предмета и более. В этом году 1, 5, 6, 7 классов нет, а в 8 классе учится всего один ученик. При этом, как говорит директор, учебный процесс у них практически ничем не отличается от занятий в больших школах. Правда, уроки больше похожи на индивидуальные занятия с репетитором, на которых не достанешь шпаргалки во время контрольных и проверочных. «Говорят, что нет социализации в маленьких школах. Наоборот, социализация очень даже. У нас дети все вместе, все мероприятия и походы вместе, на переменах играют вместе. А вот успеваемость — как везде… Вот он один в классе. На уроке работает, а приходит из дома неподготовленный, — говорит директор. — Таких школ, как наша, в области, наверное, уже нет. Кто приезжает, говорит, что у нас как дома. Самые большие классы у нас сейчас — это начальные. Во втором классе — два ученика, в третьем — четыре, в четвертом — два, в восьмом — один, и в девятом — два. Учебный процесс точно такой же, как и у всех. Учитель больше внимания уделяет выполнению домашнего задания. 40 минут урок, есть и контрольные, и проверочные, программу даем в полном объеме. Списать только уже ни у кого не получится».

«Если бы школу закрыли, хутор бы наш вымер»

В июле этого года Крутинскую школу хотели закрыть. По словам жителей, администрация города, несмотря на несогласие родителей, педагогов, бывших выпускников — ныне участников специальной военной операции на Украине, решила, что с нового учебного года дети будут ездить на занятия в соседний хутор. «Школа малокомплектная, детей мало, поэтому вопрос финансирования — самый главный. У района многомиллионные долги, бюджет трещит по швам. Решили сэкономить, ликвидировать маленькие школы. Якобы возить детей более выгодно, — говорил V1.RU источник, знакомый с работой этих школ.

— Но сами подумайте, возить детей за 13 километров по дороге, которую ремонтировали больше 30 лет назад… Сами знаете, как бывает: то транспорт сломался, то бензина нет, то гололед, то занесло, дороги не чистятся, и останутся в итоге дети без занятий дома. О трудоустройстве педагогов речи не идет. Учителя останутся, скорее всего, без работы. Сказали, что с 1 сентября всё, школ больше не будет». Однако после публикации V1.RU и массового недовольства жителей решение о закрытии школы отменили. Родители говорят: если бы школу ликвидировали, маленький хутор окончательно бы умер. «Мы перешли в третий класс. Всего в классе четверо детей будет. Куда деваться… Хутор маленький. Были бы дома, может, к нам бы еще кто-нибудь приехал. Домов нет, а строить дорого.

Мы с мужем 10 лет свой дом строили. Мы хотим здесь жить, потому что курочка, уточка своя, корова, и всё остальное, — рассказывает Мария Потапова, мама трех дочек. — Образование в школе нас устраивает. Экзамены все сдают. Хватает времени учителям подойти к каждому. Не думаю, что такое возможно в школе, где в классе учится около 30 человек. Почему важно было сохранить школу? Это про безопасность детей. Если ребенку вдруг плохо станет, он придет домой, школа близко. А тут нужно было бы искать, с кем ехать, чтоб его забрать. Да и в дороге может что угодно случиться». Муж Марии, Михаил Потапов, работает в школе учителем ОБЖ, физкультуры, физики и информатики. «В 2008 году окончил университет и сразу вернулся в родной хутор. Раньше было по 5 учеников в классе, это считался хороший класс. А сейчас два, один… Работаешь, как репетитор, на пальцах всё объясняешь. Это индивидуальный подход к ребенку. Где по 30 учеников в классе — это нереально. Времени на всех не хватит просто, — говорит мужчина. — Иной раз дети даже забываются, что это официальное место. Играются на перемене все, нет никаких кланов».

«А вы двойки ставите?» — спрашивает журналист.

«Сейчас двойки не в моде ставить. Двойки не стимулируют. Я увлекаюсь электроникой. Показываю детям, что можно сделать, говорю: „Будете физикой увлекаться, и у вас получится“. Вот это мотивирует, — говорит мужчина. — Я могу честно сказать: зарплатам нашим никто не завидует. Некоторые продуманные детишки так и говорят мне: „А чему у вас учиться? Вы чего добились?“ Мы же не депутаты, на джипах не ездим. Дети сейчас хотят стать звездами ТикТока. Зачем им лишний раз к урокам готовиться? Некоторые дети даже признавались мне: „А нам интереснее, когда вы нам морали читаете, а не физику учить“. Но это тоже неплохо, практические знания тоже нужны».

«Пока есть школа, хутор будет жить»

На следующий год в первый класс планируют пойти пять первоклашек. Директор и педагоги надеются, что всё образуется и, возможно, детей станет еще больше. Родители же вновь боятся: вдруг школу всё-таки закроют? «Школу давно хотят закрыть. Еще наши родители ее отстаивали, а теперь мы с детьми… Для нас это было шоком. Думаю, разговоры еще будут о закрытии, учеников же мало… Но мы до конца пойдем. Пока есть школа, хутор будет жить», — сказала женщина.

Елена Рублёва, Алексей Волхонский (фото)

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
0 комментариев