Накануне дня учителя, мы посетили Лидию Андреевну Шадрину учителя с невероятным стажем работы – 51 год. Все мы знаем, что труд педагога заслуживает почестей и уважения, но тем не мене пообщавшись с Лидией Андреевной, стало очевидно, что статус заслуженного учителя выдаётся не вышестоящими инстанциями, а непосредственно учениками. Думаю, прочитав интервью, вы в этом убедитесь.
Когда вы поняли, что хотите стать учителем?
Да вообще-то и не думала об этом, так как время было нелёгкое - послевоенное. Когда я поступила в педучилище, это был 1949 год в городе Энгельс Саратовской области, папу после тяжёлого ранения демобилизовали туда. Нас в семье было 8 детей, я самая старшая. Мама у меня с Украины, а отец с Михайловского района. Там я пошла в пятый класс и на уроках физкультуры я себя хорошо показала, и когда открылось Энгельское педагогическое училище физического воспитания, меня туда взяли без экзамена, и я там проучилась 4 года. В 1953 году я закончила училище по специальности спортивная гимнастика. И после окончания семь человек, в числе которых была и я, направляют в город Волгоград.
Когда мы приехали, нам сказали, что есть возможность работать в любой школе, но жильё предоставляться не будет, так как после Сталинградской битвы город был в развалинах, и предложили поехать в районные центры. Когда меня спросили, куда я хочу направиться, я сказала в Михайловку, так как у меня там родственники, и во время войны мы там жили с мамой. В Михайловке меня направили в только что построенную школу, и это была школа №7(ныне здание школы №3). И вот так, с 1953 года я начала работать учителем. А в 1954 году я поступаю в Волгоградский педагогический институт им. Серафимовича на заочное отделение, и с 1960 года работаю учителем географии. Папа был против физкультуры, он хотел, что бы я работала на заводе. Но друг, военный лётчик, в письмах убедил меня получить высшее образование. И после окончания института я стала работать учителем географии.
Вы помните свой первый урок?
Первый урок, помню конечно, но не могу сказать что я волновалась, спортивная закалка придавала храбрости и уверенности, к тому же у меня был большой опыт соревнований, мне хотелось показать и научить детей тому что умею сама.
С какими трудностями приходилось сталкиваться?
Мне как-то легко давалась моя профессия и трудностей практически не было. В школе я буквально жила, так как активно принимала участие в общественной деятельности. Создала музей, который до сих пор существует, была ответственна за туристско-краеведческую работу. Я организовывала туристические соревнования между школами, походы по местам боевой славы, встречи с ВОВ – работала активно и увлечённо и сил на всё хватало.
Какой забавный случай из вашей практике вам вспоминается?
Всё было и смешное и серьёзное, сразу трудно вспомнить. Однажды, в походе один ученик залез в речку и стал кричать, что он тонет, я кинулась за ним спасать, а он пошутил, в итоге я осталась без обуви. Дети всегда что-нибудь да натворят, но злиться на них я долго не могла.
За время вашей работы вы осуществили 6 выпусков, расскажите о встречах с выпускниками?
За время классного руководства очень привязываешься к детям. Я со всеми своими учениками до сих пор поддерживаю прекрасные отношения, мы встречаемся, обнимаемся и целуемся, особенно первые три выпуска очень дружные были. Не так давно, выпускники пригласили меня на 50- летие окончания школы - им уже по 70 лет. Мы встретились с ними у памятника, и пошли в кафе. Столько воспоминаний о школьных годах, они помнят все мелкие подробности, которые я уже забыла. Вот например, в школе зимой, ещё будучи учителем физкультуры я обязательно ставила все классы на лыжи, и мы шли в степь (в то время это было здание нынешней 4 школы). Я шла впереди, и дети называли меня «красной шапочкой», потому что у меня на голове была красная шапка и они по ней ориентировались, когда всё вокруг было белым-бело. Это было одно из забавных воспоминаний вечера. Буквально несколько дней назад ко мне приходили мои ученики, выше меня в два раза, высокие красивые, принесли цветы и торт. Рассказывали о том, как жизнь сложилась.
В этом году вы отметили такой почётный юбилей, как вас поздравляли бывшие ученики?
Одна моя ученица пришла в гости, накануне, сделала мне генеральную уборку. А на другой день открывается дверь, врываются 16 человек, моих учеников, которым уже по 60 лет, с букетами цветов и тортом, они всё быстро организовали, накрыли стол. Это был очень радостный и приятный сюрприз для меня, большое спасибо им за это.
Какое самое главное качество учителя?
Доброта и справедливость. Сколько раз я себе вопрос задавала, почему у меня не было конфликта с детьми. Наверно потому, что я всегда в классе была за справедливость. Вот такой случай был, в шестом классе одни ученик коллекционировал марки, а другой одну марку у него украл. А в то время дети были в пионерских отрядах. Когда узнали кто это сделал, разразился скандал, сняли с виновника пионерский галстук. После этого отношение в классе к этому мальчику стало очень негативное. И я сумела так настроить детей, что они его простили и больше никогда этот случай не вспоминали. На классных часах я приводила примеры с литературы о человеческих ошибках и умении прощать, и это возымело свой результат. С родителями то же приходилось много работать, раньше за неуспеваемость мы ходили по домам.
Сейчас, будучи свободной от хождения на работу, чем вы занимаетесь?
В данный момент, я увлеклась разведением цветов и много читаю. А до этого сразу после выхода на пенсию я три года занималась репетиторством, готовила абитуриентов в педагогический институт на географический факультет - очень радовали меня мои ученики. Меня часто приглашают в школу, надо мной уже третий год шефствует школьный класс, начинали они с 6-го, а сейчас учатся в 9-ом. Они меня навещают, поздравляют с праздниками, за угощениями я им расскажу что-нибудь, а они делятся со мной планами на будущее. В планах хочу заняться моей родословной, и у меня много информации о ветеранах ВОВ, и, возможно, это будет даже книга. Я заметила, что сейчас интерес к истории снова начинает возрастать, и я считаю, что такое прошлое нельзя забывать.
Что бы вы пожелали молодым коллегам?
Для меня профессия моя – это моя жизнь, я посвятила этому 51 год жизни. Самая большая радость для меня это мои ученики и их отношение ко мне. И с коллегами я в прекрасных взаимоотношениях. Поэтому молодым учителям хотелось бы сказать, что прежде всего надо любить то, чем ты занимаешься. Труд учителя доставляет удовольствие и даёт жизненные силы от того, что ты не только себе, но и людям приносишь радость и пользу.
Татьяна Родичева
Комментарии посетителей
Здравствуйте. Объясните мне по какому принципу модерируеться топик комментариев. По принципу нравиться, не нравиться? Часто бывает что удаляют комментарии не оскорбляющие личность, не провакационные, не нарушающие ни одного пункта общих правил сайта. Товарищ администратор внимательнее читаем конституцию РФ ст. 29 О свободе слова. И о запрете цензуры. Сайт характеризуеться как публичный. В связи с этим прошу не нарушать конституционных прав человека.
Уважаемый администратор сайта, не забываем о том, что пользователи iOS не могут смотреть видео, которое выложено НЕ через YOUTUBE. Таких пользователей у нас очень много. Поверьте они все вас проклянают, считая что вы деревянная поделка.
Мы верим что вы одумаетесь. Выкладывайте видео через сайт YOUTUBE.com. Это очень популярный видеохостинг.
Не то копирнула. Извините. Это можно удалить.
Хорошее интервью у достойного, заслуживающего уважения человека!
Побольше, Татьяна, встреч с такими людьми!
Согласен с Вами. Очень интересная, грамотная статья. Татьяна молодец. Здесь не хочеться писать гадостей, то что происходит в коментариях к тротуарам. Есть в редакции професиональные толковые люди.
Грамотная?!! Зашибись! А это что? «мы шли в степь (в то время это было здание нынешней 4 школы)»,«это был 1949 год в городе Энгельс Саратовской области», «Мама у меня с Украины, а отец с Михайловского района», «я закончила училище «, „он хотел, что бы я работала“, «встречи с ВОВ» и т.д. и т. п., не говоря о пунктуации. И это работа профессионала?