Искать:

Раздельный сбор ТБО

         По данным представленным в государственном докладе « О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году». Количество твёрдых бытовых отходов (далее ТБО)  В 2011 году составило 52,9 млн. т. Средний показатель образования ТБО на душу населения 0,4 т/чел. Организовано 14 684 новых санкционированных места размещения отходов общей площадью 4 070, 158 тыс га. По сведениям Росприроднадзора, выявлена 23 041 несанкционированная свалка ТБО,57 % свалок ТБО расположены на землях населённых пунктов, 16%- на землях сельскохозяйственного назначения, 15%- в водоохранных зонах, 8%- на землях лесного фонда. Ситуация с образованием ТБО в 2014 г. мало  чем отличается от ситуации 2011 г. И пока на всех уровнях власти решается вопрос о том, что  необходимо делать с постоянно растущими объёмами ТБО, наши населённые пункты всё глубже « погружаются» в море образующихся отходов. Мусорные свалки постоянно появляются практически в каждом дворе города на окраинах сельских населённых пунктов.. Если не пытаться их ликвидировать, мусор в скором времени может попасть из подворотен на улицы города, как это уже случилось  несколько лет назад в Неаполе. Живописный город превратился в  в зловонную помойку от разлагающегося на улицах города мусора. Мусорный кризис в Неаполе ярко продемонстрировал жителям планеты, как может выглядеть экологическая катастрофа, уже наступившая в отдельном регионе. Вывод  напрашивается сам: медлить нельзя- в вопросе создания эффективной системы управления отходами работает против нас.

       Вот уже несколько лет в России  на различных уровнях власти рассматриваются возможные пути сокращения объемов  отходов , поступающих на захоронения на полигоны, и минимизация их воздействия на окружающую среду. Один  из главных вопросов на который необходимо найти  ответ: строить мусоросжигательные заводы или вводить селекторный сбор ТБО? Ответ лежит на поверхности. Существует мировой многолетний опыт по обращению с отходами. Многие страны давно ввели систему раздельного сбора мусора в общую систему обращения с отходами. Их опыт показал, что для того чтобы система по обращению с отходами была эффективна, её составными элементами должны быть раздельный сбор мусора и его переработка на вторичное сырьё.

       В настоящее время в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации ( далее – Минприроды России) подготовлен проект документа  « Комплексная стратегия обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации». В  данном проекте низкий процент использования ( утилизации) ТБО связывают прежде всего с недостаточным развитием инфраструктуры : в настоящее время в России функционируют 243 комплекса по использованию ( утилизации) отходов,  около 40 мусоросжигательных заводов. При этом система сбора и анализа статистической информации о ТБО охватывает не все источники их образования,  отсутствуют средства объективного учёта образующих ТБО. Физические  лица- собственники жилых помещений, в результате жизнедеятельности которых образуются ТБО, не несут ответственности за их конечное удаление экологически безопасным способом. Регулирование данного вопроса на данный момент  на всех уровнях власти не эффективно. Изменить ситуацию будет очень трудно! Но изменить её необходимо – это требование времени.

       Есть положительные примеры:  в некоторых городах проекты по организации системы раздельного сбора  мусора, стартовавшие несколько лет назад, оказались успешными. Например в г. Волгограде установлены специальные сетки – контейнеры для сбора пластиковых бутылок, которые отправляются на переработку. По инициативе администрации успешно внедряется раздельный сбор мусора во г.Владивостоке, г. Копейске  Челябинской области и т.д.

      Анализируя имеющийся на сегодня опыт по внедрению раздельного сбора мусора в городах России, можно назвать несколько очевидных причин отдельных неудач.

   - Первая и главная причина- плохая организация и безответственное отношение органов власти и управления к вопросам совершенствования деятельности по обращению с коммунальными отходами.

   - Вторая- совершено недопустимое  отношение к населению, которое просто ставят перед фактом.» Нужно сортировать мусор в три контейнера!» - и всё. Особенно если при плохой организации вывоза и переработки мусора люди видят всю бессмысленность в такой деятельности. С населением надо вести разъяснительную работу, и в первую очередь в школах, на предприятиях, в организациях. Ведь каждый из нас- это либо работник предприятия , либо покупатель, либо продавец в магазине. Поэтому работая с людьми в учреждениях, мы таким образом подготавливаем всех жителей города к активному участию в проектах по сбору и переработке отходов.

 Следующая –это отсутствие экономической мотивации у всех участников процесса- от жителей до предприятий по вывозу мусора.

    Так же необходимо задействовать все механизмы сортировки вторсырья: кроме контейнеров во дворах, должны быть открыты пункты приёма ( стационарные либо передвижные) по всем видам отсортированных отходов для тех кто готов сдавать  отсортированные отходы самостоятельно.

  И наконец, информационное обеспечение проектов. Информация об экологической деятельности в городе, в т.ч.о ходе реализации экологических проектов, должна появляться на телевизионных экранах, в газетах, в журналах, в Интернете так же, как, скажем. Реклама.

 В заключении хотелось  бы отметить, что в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработан проект « Комплексная стратегия в области обращения с твёрдыми коммунальными ( бытовыми) отходами в Российской Федерации.( далее- Комплексная стратегия)

 Достижение главной цели Комплексной стратегии обеспечивается решением следующих задач:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с

   твёрдыми коммунальными отходами ( далее ТКО);

  • создание эффективной системы управления в области обращения с ТКО;
  • развитие инфраструктуры по раздельному сбору, использованию ( утилизации);
  • обеспечение экологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении ТКО;
  • внедрение механизма экономического регулирования деятельности по обращению с ТКО;
  • развитие системы экологического образования, просвещения и воспитания по вопросам

  обращения с ТКО;

  • обеспечение сбора и представления достоверной информации о деятельности по обращению с ТКО,

 Создание эффективной системы управления в сфере деятельности по обращению с ТКО на всех уровнях власти является первоочередной задачей от выполнения которой зависит успех всего  проекта. Для разработки и внедрения такой системы нужно руководствоваться международными стандартами и в соответствии с этими стандартами эффективная система управления должна включать следующие элементы:

  • осознание необходимости совершенствования системы управления в сфере обращения с 

 отходами органами власти и декларирования своих намерений об организации системы раздельного сбора ТБО;

  • создание координационного совета, который будет принимать управляющие решения по результатам анализа выполненных работ. В совет должны войти представители руководства основных сфер деятельности, в т. ч. образовательной и СМИ ;
  • назначение руководителя проекта;
  •  разработка матрицы ответственности. Каждый участник проекта должен знать границы своей деятельности и нести ответственность  за её невыполнение;
  • участие в разработке нормативных, правовых и методических документов на муниципальном уровне по вопросам обращения с ТБО;
  • определение проблемных значимых для всех жителей города аспектов деятельности по управлению отходами;
  • определение целей и задач в сфере обращения с ТБО для города, разработка и реализация программ по их достижению, определение ресурсов для реализации программ;
  • информационное обеспечение и мониторинг. Для этой работы необходимо привлекать кроме специализированных органов, органов СМИ, образовательные учреждения и особенно молодёжь. Они умеют общаться на расстоянии, главное, слышать друг друга, в режиме online  отслеживать и доводить до сведения администрации критические ситуации во всех районах города;
  • создание отдела экологического аудита для контроля над исполнением управляющих решений координационного совета и администрации;
  • регулярный анализ и корректировка действий для повышения эффективности работы всей системы управления деятельностью по обращению с ТБОи , в частности, по их раздельному сбору и переработке.

 

Не будем изобретать велосипед, тратить средства и время на пустые эксперименты. Давайте работать! Создание эффективных систем раздельного сбора ТБО- это шаг к нашей с вами экологической безопасности.  

 

Депутат Михайловской городской Думы          Каменский С.В.

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
1 комментарий
admin
Аноним (гость)

ура создадим кучу комиссий по вывозу мусора! но ни слова ни о подготовке новых полигонов под мусор , ни о заводе по переработке ни о мусоровозах , ни о площадках под контейнеры! ПОВЫСИМ ПЛАТУ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ МУСОР И СВАЛИМ ЕГО ОПЯТЬ В ТУЖЕ БОЛЬШУЮ КУЧУ НА СТАРОМ ПОЛИГОНЕ