У регионов больше нет денег, чтобы повышать зарплаты бюджетникам. Губернаторы изворачиваются, чтобы прислать в Москву красивые — а по сути липовые — отчеты. Медики сидят на голодном пайке, получая порой копейки. Отсюда — очереди, хамство, врачебные ошибки…
У губернаторов кончились деньги
Министр финансов Антон Силуанов, выступая на заседании Комитета по бюджету и налогам Госдумы, заявил: в 2018 году в стране будет меняться система межбюджетных отношений -чтобы избавить регионы от огромных долгов. О том, что долговая нагрузка на субъекты сегодня запредельная, заявлял и вице-премьер Дмитрий Козак на заседании правительственной комиссии по региональному развитию. Регионам разрешать поэтапно замещать коммерческие (взятые в банках) кредиты на бюджетные — то есть под значительно более низкий процент.
Разумеется, губернаторы берут ссуды не от хорошей жизни, а чтобы финансировать расходные обязательства. И в первую очередь социальные. Полномочий сегодня так много, что многим территориям денег не хватает. 24 ноября на всероссийском селекторном совещании Дмитрий Козак потребовал от губернаторов в кратчайшие сроки отчитаться: готовы ли они к реструктуризации долговых обязательств и дальнейшему выполнению майских указов. Готовы не все. Серьезные проблемы у Карелии, Удмуртии и Хакасии: в частности, Верховный совет Хакасии официально обратился к главе российского правительства Дмитрию Медведеву и председателю Государственной Думы Вячеславу Володину с просьбой выделить региону 28,2 млрд. рублей (на погашение просроченной кредиторской задолженности). Хотя это и больше, чем государственный долг республики.
Чуть скромнее претензии у Удмуртии — здесь расходные обязательства бюджета пришлось урезать на 3,5 млрд. рублей. А вот Карелии не хватает «всего» 783 миллиона. Здесь нет денег на выполнение майских указов президента — повышение зарплат учителям, медикам, деятелям культуры и другим работникам социальной сферы.
Койка тяжело больна
Разумеется, больше всего страдают от нехватки средств в региональных бюджетах именно бюджетники. Майские указы обязывали каждого губернатора к 2020 году поднять им зарплаты от средних по каждому региону. Пока не получается. И самая плачевная ситуация в здравоохранении. Минздрав России сочиняет радужные реляции о том, какими темпами растут зарплаты фельдшеров, медсестер и, конечно, докторов. Но результаты независимого мониторинга эту благостную картину разрушают.
Ведут такой мониторинг сразу несколько независимых центров — Академия труда и социальных отношений, Гильдия защиты медицинских работников, профсоюз медработников «Действие», Фонд независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье», сообщество «Врачи РФ»… В общем, всех «контролеров» и не упомнишь. Регулярно проводит опросы среди своих зрителей-медиков и «Общественное телевидение России» (ОТР).
Результаты — плачевные
По итогам 2016 года Росстат отчитался, что Средняя зарплата врачей в России выросла на 5,8% и составила 50,7 тысячи рублей в месяц. Причем доктора, работающие в федеральных клиниках, в среднем получают по 58,3 тысячи, в региональных — по 50 тысяч, а в муниципальных — по 39,2 тысячи. Медсестры, если верить всезнающему Росстату, зарабатывали по 28,2 тысячи рублей в месяц (на 4,4% больше, чем было годом ранее). Но все это оказалось лукавством. Совсем иные результаты обнаружила Академия труда и социальных отношений.
Самые высокие зарплаты оказались в Санкт-Петербурге (34 тысячи у врача, 21,9 тысячи у медсестры), Московской области (соответственно, 31,4 и 23,7 тысячи) и Хабаровском крае (31,3 и 26,5 тысяч). Самые же низкие зарплаты были в Ставропольском крае (18,5 и 18 тысяч), Воронежской области (17,3 и 16,5 тысяч) и Волгоградской области (16,8 и 14,2 тысячи).
По результатам всероссийского опроса, проведенного Академией труда и социальных отношений по итогам 2016 года, 56% докторов, 62% средних медработников и 68% младшего медперсонала (фельдшеры, зубные техники) были абсолютно не удовлетворены своей зарплатой. 8% опрошенных медиков намеревались уйти из здравоохранения вообще, а еще 9% - сменить клинику или даже прописку.
Средняя температура по больнице. Включая морг
Фонд «Здоровье», провел собственный опрос среди медиков. Он охватил 8,6 тысяч медработников в 84 регионах (подавляющее большинство — врачи). Оказалось, что в шести регионах реальные зарплаты — вопреки жесткой установке президента Владимира Путина — не выросли, а снизились. Среди них Еврейская автономная область (минус 3,2%), Ингушетия, Архангельская область, Ненецкий округ, Адыгея и Дагестан (все — в районе 1%). На постоянные задержки зарплат пожаловался каждый пятый участник опроса; чаще всего с этой проблемой сталкиваются медработники Тывы (77% опрошенных), Ингушетии (69%) и Дагестана (почти 66%). Три четверти опрошенных медиков подтвердили опасения о растущем дефиците кадров. Причем особенно остро эта проблема стоит в Магаданской области (95% респондентов), чуть немного отстают Хакасия, Марий Эл и Волгоградская область.
Основная причина врачебного дефицита — низкие зарплаты. А на днях очередной неутешительный рейтинг опубликовала Гильдия защиты медицинских работников, которая провела опрос 8 тысяч медиков в 85 регионах. Итак, средний оклад в здравоохранении сегодня в России — 13,8 тысяч рублей, со всеми доплатами — 26,2 тысячи. При этом, скажем, средняя зарплата врачей по Москве — 64,7 тысячи рублей. А, например, в Астраханской области зарплата врача едва дотягивает до 29 тысяч.
Естественно, этих денег, чтобы прокормить семью, не хватает, поэтому медики вынуждены работать на несколько ставок. В среднем российские врачи трудятся на 1,45 ставки (кстати, несмотря на рост зарплаты врачей в отчетах Росстата, фактическая сумма оклада на одну ставку снизилась). Больше всего совместителей (больше 1,6 ставки на человека) — в таких специальностях, как анестезиология, реаниматология, неонатология, детская хирургия…
То есть это те медики, которые в принципе не должны «перерабатывать», чтобы сохранить максимальную концентрацию внимания, ясный ум и скорость реакции. Вот вам и причина постоянных врачебных ошибок — дефицит кадров и низкие зарплаты. Минздрав на это закрывает глаза: из регионов ему шлют красивые отчеты. Правда, как отмечают в Гильдии защиты медицинских работников, в статистику искусственно вносят доходы на все занимаемые ставки вместо одной, а заодно и доходы руководящего состава медучреждений и специалистов, занятых в частных клиниках.
Эксперт: проблемы есть, а анализа нет
— Хорошо, что проблема оплаты труда медицинских работников не замалчивается, она, безусловно, есть, она очень остро переживается врачами. Конечно же, есть и факты работы на нескольких ставках, и профессиональное выгорание, и общее недовольство врачебного сообщества, что заявленные зарплаты не соответствуют реальным. Особенно на фоне жесточайшего кадрового дефицита, в первую очередь, узких специалистов почти во всех регионах, — говорит в беседе со «Свободной прессой» член Общественной палаты РФ, директор научно-исследовательского центра «Особое мнение» Екатерина Курбангалеева.
— Чуть легче в этом смысле дышат субъекты РФ, где есть медицинские вузы. Например, регионы-соседи: Владимирская область, где, по официальным данным, не хватает почти 900 врачей, и Ивановская область, располагающая медицинской академией, где с кадрами все заметно спокойнее и ровнее. Однако, строго говоря, сравнивать надо «сравнимое» и по одному основанию.
Надо углубленно разбираться и в методиках расчета, и, конечно, договориться о понятиях: что понимается под «базовой ставкой», «зарплатой», «окладом», и самое важное, «доходом». Кроме того, брать среднюю зарплату по России — все равно что, банально, мерить температуру по больнице, ведь зарплата «привязывается» к среднему окладу по конкретному региону. Это во-первых. Во-вторых, надо определить сравнимую величину и сверить методики расчета. В-третьих, надо сравнивать зарплату по каждой отдельной врачебной специальности и, более того, по каждой занимаемой должности. Вот тогда сравнение будет корректным.
Антон Чаблин, "Свободная пресса", фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Комментарии посетителей