ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
4ДЕКАБРЯ
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по своей структуре напоминает чертеж многоярусного дворца. Историческая основа праздника: посвящение Девы Марии Богу по обету Ее родителей, Иоакима и Анны.
Символический и духовный планы праздника: мистика храма, значение храма для христианина, посвящение человеческой души Богу, цель и смысл православного монашества.
Когда Марии исполнилось три года, то Ее решили отвести на воспитание во храм.
И Она в сопровождении многочисленных родственников, пешком отправились из Иерусалима. На рассвете третьего дня они приблизились к Святому Граду. Чудная картина открылась их взору.
Храм на уступе горы Морея был похож на корабль, стоящий у пристани с распущенными белоснежными парусами: казалось, что он готов подняться ввысь и поплыть по лазурному океану неба. Лучи восходящего солнца, отражаясь и искрясь на золотых спицах купола (как писал иудейский историк Иосиф Флавий, кровля храма была усеяна острыми золотыми иглами, чтобы птицы не садились на нее), окружали храм переливающимся прозрачным облаком света, сияющим нимбом.
Навстречу паломникам вышел первосвященник, по преданию,— праведный Захария. Дева Мария, оставив родителей, не поддерживаемая никем, быстро взошла по высоким ступеням храма и обняла ризу первосвященника. Он взял Ее за руку и ввел во храм, к изумлению священников и левитов,— в алтарь, который назывался Святое Святых. Десять лет Мария жила при храме. Душа Ее под священными сводами храма стала живым храмом Божества.
ВО ХРАМЕ
Храм — это икона неба, храм — место невидимого присутствия Божества, поле Божественных сил и энергий. В храме Церковь земная соединена с Церковью Небесной. В храме непрестанно льются, как волны реки, песнопения Ангелов: их небесные хоралы слышит человеческая душа, погруженная в молитву; храм наполняет духовный свет, незримый для глаз, его видит человеческое сердце, омытое слезами покаяния.
В храме проходит в священных символах и образах вся история человечества. В храме время теряет свою прямолинейную протяженность, будущее и прошлое, во взаимопроникающих циклах, становятся настоящим. В храме время, воцерковленное ритмами богослужения, отражает световой образ вечности. В храмовом богослужении звучит голос Пророков, возвещающих о пришествии Христа, и проповедь Апостолов о том, что спасение мира совершилось; в храме безгласно звучит пение Серафимов, которым они славили Бога при миросозидании; в храме предвозвещается будущий Страшный Суд над Ангелами и людьми. В храме и пространство, и время открываются в новых таинственных глубинах и измерениях, в которые вмещаются и история мира, и Вселенная. Храм — это Библия, воплощенная в камне, это иерархические ряды священных символов, через которые дух человека восходит к Богу. Храм — это место сокровенной встречи души с Божеством. Круг храмового богослужения становится золотым кольцом, которым человек обручается с вечностью.
ХРАМ – ОТКРОВЕНИЕ
БОЖЕСТВЕННОЙ МУДРОСТИ
Люди невоцерковленные обычно воспринимают храм как синтез зодчества различных эпох, культур и народов, как достижение инженерной мысли и воплощение эстетического гения художника.
Но это не так: храм является откровением Божественного Логоса на земле, частью Священного Предания. Христианский храм несет в себе вечное и неизменное содержание, поэтому формы храма, его знаково-символический язык должны быть раз и навсегда утвердившимися, общими для всех регионов и времен. Образ ветхозаветной скинии — походной церкви — был показан Моисею на Синайской горе во время Теофании (Богоявления).
План Иерусалимского храма составили цари-пророки Давид и Соломон. Один из них написал Псалтирь, Книгу — основу богослужебных молитв, другой — Песнь песней, Книгу, которую древние мистики сравнивали со Святым Святых храма. Все в храме священно, все имеет глубочайший смысл.
Апостолы Павел и Иоанн созерцали Царствие Небесное в образе величественного храма. Идеи и пророчества ветхозаветного храма раскрылись и воплотились в храме новозаветном. В этом и их генетическое единство, и их историческое различие между Ветхим и Новым Заветом. Ветхозаветный храм — это храм надежды; новозаветный — это храм благодати. Мистическое значение храмового богослужения заключается в том, что молитва каждого вменяется всем присутствующим, и молитва всех присутствующих возносится за каждого. Храмовая молитва становится единой и общей: таков свет от множества горящих свечей, таков сплошной поток дождя, состоящий из множества капель.
Чем выше духовная культура человека, чем глубже его внутренний религиозный опыт, тем более он дорожит традицией как сокровищницей, из которой боится потерять хотя бы один драгоценный камень. Некоторые говорят: «Если храм — это образ неба, то
поскольку наше представление о Космосе меняется, форма храма должна изменяться и эволюционировать». Но во-первых, храм — образ духовного неба, знания о котором человечество в ходе своей истории скорее теряет, а не приобретает; во-вторых, храм - сложный символический образ, а не модель и не зеркальное отражение Вселенной. Храм — это живая Библия. Храм дает возможность человеку самому участвовать в событиях священной истории как действующему лицу. В храмовом богослужении человек через священные символы и ритуалы, присутствует при творении мира, молится в сопровождает Христа во время Его земной жизни, находится на Тайной вечере с Апостолами, причащается из рук Христа, слышит весть жен-мироносиц о Воскресении Христа из мертвых, видит картины Страшного Суда. Как белый цвет является не отсутствием цвета, а синтезом всех красок солнечного спектра, так и безмолвие храма содержит в себе молитвы и священные песнопения Небесной и земной Церкви. Храм — это образ потерянного эдема и возвращенного рая.
Символика храма учит человека смотреть на видимый мир как на образы и символы, тени и подобия духовного мира, чувствовать бесконечное в конечном, видеть, как просветы в тумане, отражения вечного во временном.
ЧТО ЕСТЬ МОНАШЕСТВО
В Иерусалимском храме Дева Мария дала обет девства. Монашество существовало во все времена, у всех народов, и при этом монашество остается непонятным явлением для страстного и чувственного мира, загадочным, как каменный сфинкс, стерегущий безмолвие пустыни. Одним монашество представляется бессмысленным отречением от всего ради ничего, самоистязанием, отказом от всего прекрасного, что дает человеку жизнь. Другие относятся к монашеству с пониманием, но, не улавливая его сути, считают монашество только удобной формой для занятия научной и благотворительной деятельностью. Впрочем, и те и другие находят аскетов — пустынников и отшельников — уж точно фанатиками или человеконенавистниками вроде Тимона Афинского, знаменитого древнегреческого мизантропа V века до Рождества Христова. Ответить на праздный ,вопрос мирского человека, что такое монашество, так же трудно, как и объяснить, что такое любовь, тому, кто никогда не испытывал этого чувства.
Уже древние философы учили, что Бог открывается миру в трех аспектах: как совершенная сила и могущество, как высшая мудрость и благо, как неизреченная красота. Большинство людей воспринимает Бога как всемогущую силу, поэтому чаще всего обращаются к Богу в несчастье и скорби, когда особенно ясно ощущают свое бессилие и немощь, когда рушится всякая надежда на человеческую помощь, рушится так, как исчезают замки из облаков при порыве ветра.
Второй аспект — мудрость и благо. Это религия тех, кто ищет смысла человеческого бытия. Это вера подвижников, которые служат людям ради вечного спасения.
Существует еще третий, сокровенный аспект: Бог — как неизреченная красота. Это, преимущественно, религия мистиков. Влечение к Божественной красоте, пленение Божественной красотой, упоение Божественной красотой и надежда на возможность уподобления этой красоте являются тайной монашества.
Монашество — это всецелая любовь к Богу, которая не может разделить себя между Богом и его творением. Монашество — это томление по потерянному раю и жажда небесной красоты. В волевом плане — это непрестанное искание Бога, борьба с тем, что стоит между душой и Богом, непрестанное стяжание Божественного света,— это восхождение на духовный Фавор.
В интеллектуальном плане монашество — сосредоточение ума на самых главных, онтологических истинах веры. Монашество — это соединение разума, чувства и воли в непрестанной молитве, в непрестанном устремлении к Богу. Монашество для монаха — высшая радость и здесь, на земле, и в будущей жизни. Причем монастырь и пустыня — это только условие для монашества, но далеко не само монашество. Монашество — постоянная обращенность души к Богу, постоянная битва с демоном в глубине человеческого сердца, постоянное стремление к соединению сердца с Единым.
Монашество — это песнь песней, звучащая в сердце. Плененная этой песнью душа закрывает свой слух от страстных мелодий: они для нее безобразны и грубы. Монах тоскует в миру, как узник в темнице, тоскует не потому, что презирает мир и ненавидит людей, а потому, что в сравнении с Божественной красотой видимый мир — только сумрачные, неясные тени. Но чем дальше монах отходит от мира и приближается к Богу, тем больше он любит людей, любит духовной, милосердной, светлой любовью. Монах жалеет все существа и сострадает им. Он любит мир, но не в его распаде и тлении, а в его будущем Фаворском преображении. Монах любит человека, но любит не за человеческие достоинства, таланты или телесную красоту. Монах любит в человеке образ и подобие Божие. Монашество - это и отвержение всех и всего ради Бога, и любовь ко всему ради Бога.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Комментарии посетителей