Искать:

12 июля - День Правоверных Апостолов Петра и Павла...

12 июля - День Правоверных Апостолов Петра и Павла.

Двух светлейших лиц, двух великих христианских подвижников – горящего верой Петра и славного мудростью Павла – представляет нам сегодня Святая Церковь, именуя их «Апостолов первопристольницы и вселенныя учитилие».

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостолов Петра как предначавшего из лика апостолов исповедь Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного  к высшим из апостолов Духом Святым (2 кор.11,5); одного – за твердость, другого за светлую мудрость.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5,5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9,40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-3,4) даже  от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян 5,15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом и апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Господь повелел всем Апостолам идти к народам, учить и крестить (Мф. 28, 19-20). Несомненно, святые Апостолы свято исполнили эту заповедь  своего Божественного Наставника, но больше всех благовестием святые Петр и Павел. В тогдашний мир лжи и заблуждений, гордости и эгоизма, ненасытных стяжаний и злобы они понесли небесную истину и Божественный свет, царство правды, мира и радости во Святом Духе (Рим.14,17). Тысячи людей привели они ко Христу Распятому и Воскресшему.

Но святые Апостолы не только благовествовали, но и утверждали в вере: основывали Церкви, неоднократно их посещали, для постоянного руководства ими ставили епископов и пресвитеров, писали к ним веро - и нравоучительные послания. Святой Петр оставил таких ко всем Церквам – два послания, а святой Павел – к отдельным Церквам – четырнадцать, из них тринадцать направил к христианам из язычников. И с тех пор эти священные писания неизменно читаются в храмах, и дома, ибо в них заключены истины христианской веры и неисчислимые уроки жизни во Христе, в них обретается все нужное нам к правильному понятию смысла нашего земного призвания, к утверждению нас на пути в Царствие Божие.

По Вознесении Господнем апостол Петр начал проповедовать в Иерусалиме о Воскресшем Господе, много пострадал за веру и окончил свой жизненный путь в Риме.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал Церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал втемницу (Деян 8,3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он нашел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, , как избранном сосуде  благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла был беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15,10).

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона -  волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями своего Божественного Учителя.

В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром апостол Павел принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

 К годовщине Крещения Руси.

 История России есть отражение назначенного нам Богом места в мире и поэтому она неотделима от Святого Православия, в котором заключены начало и завершение нашего исторического бытия. И чем ближе конец бытия, тем яснее и понятнее его начало. Это начало как «верхняя граница» русской истории четко обозначено первым по времени и значению ее событием – Крещением Руси в 988 году от Рождества Христова. За этой границей есть двухвековой период «предыстории». Ее темный поток, озаренный сполохами полулегендарных событий, вынес наш корабль на простор Всемирной Истории, где осуществилось нерасторжимое единство русской истории с Историей Священной. У истока этого единства стоит князь  Владимир Святой.

Владимир был правнуком варяга Рюрика, который согласно летописным свидетельствам был призван восточнославянскими племенами на княжение вместе с дружиной ради обеспечения порядка и безопасности. В течение нескольких столетий население европейских городов, расположенных вблизи от моря, жило в постоянном страхе перед набегами норманнов (как называли варягов на Западе), скандинавских воинов, пускавшихся в дальние морские походы на поиски славы и добычи. Но для восточных славян они стали союзниками и защитниками, а их военная и торговая активность послужила «закваской» для созревания изначальной русской государственности.

Утвердившись в Киеве, варяги создали надежную защиту от кочевников для поднепровских  славян, навсегда уничтожили притязания хазар на господство над ними, а внук Рюрика Святослав уничтожил и само хазарское государство. Варягами был налажен постоянный товарообмен между Восточной Европой и Византией. Население огромных территорий заготавливало меха, смолу, воск, детали кораблей и холсты для парусов, наконец, под  Киевом собиралась флотилия из сотен кораблей и, двинувшись вниз по течению Днепра, вся эта армада, миновала пороги и, по выходе в море, брала курс на Царьград.

Варяги и славяне, причастные к этой военно-торговой компании, получившей название «путь из варяг в греки», стали известны под именем  «Русь». Территория, получившая название «Русская земля», неуклонно расширялась, в ее пределах падал и удельный вес, и значение варяжского элемента. Воины, мореплаватели и купцы, варяги, проводившие всю жизнь в отрыве от родной Скандинавии, обычно не хранили наследие своей языческой культуры и легко ассимилировались в славянской среде, усваивая ее язык, обычаи и верования. Во 2-й половине 10 века среди них было немало христиан. Однако с варягами связан именно древнейший, языческий период нашей истории, и князь Владимир Святославович положил начало славянской и христианской Руси как первый русский православный государь.

Князь Владимир родился в Киеве около 960 года. После гибели в походе отца, князя Святослава, он унаследовал княжение в Новгороде и, одержав верх в междоусобной брани за верховную власть, 978 году стал великим князем Киевским. Он вокняжился благодаря приведенной им из Швеции варяжской дружине, но он не позволил ей, согласно обычаю , грабить захваченный город. Этим шагом князь не только стремился снискать любовь киевлян, он подчеркивал, что он не варяжский вождь, но государь единой Руси. Взором государственного мужа он прозревал историческую даль.

Первое десятилетие своего правления князь Владимир провел в военных экспедициях, подчиняя Киеву восточно-славянские племена. Стремясь укрепить свое огромное государство, великий князь повелел собрать в Киеве деревянные изображения главных восточно-славянских божеств как единый пантеон для подвластного ему народа.

 

(поставить икону Святого Владимира)

В.С. Жилкин

 «Всемощная Заступница»

Здесь в Успенском –

В сердце стен кремлевских, -

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялись светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари.

 М. Волошин.

 Владимирская икона Божией Матери – главная святыня России, хранительница всего русского народа, веры Православной – по преданию была написана еще при жизни Пресвятой Девы евангелистом Лукой на доске того стола, за которым трапезничал Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник Когда апостол принес эту икону Пресвятой Богородице, она воскликнула «Отныне ублажат Мя вся роды. Благодать Родшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!» И эта благодать постоянно пребывает с Ее иконой, проявляясь в бесчисленных чудотворениях, одно из которых Русская Православная Церковь вспоминает 6 июля в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата.

В 1480 году великий Государь Иван 3 отказался платить дань Золотой Орде. Тогда на Москву устремились несметные полчища хана Ахмата. Дойдя до реки Угры (между Тульской и Калужской обл.), войско хана встало в ожидании благоприятного момента для атаки. На противоположной стороне выстроились русские войска. В передних рядах воины держали икону Владимирской Божией Матери.

Было сражение, но оба войска: и русское, и татарское – по-прежнему занимали позиции на разных берегах. Долго и напряженно стороны ждали нападения и решающей битвы, но никто из противников не хотел нападать первым. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям, - то было знаменитое «стояние на реке Угре». Вся Москва в Успенском соборе Кремля молилась Заступнице Усердной о спасении  православной столицы. И Пресвятая Богородица заступилась за землю Русскую. В то время как князь Московский приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги решили, что их заманивают в засаду, и в панике помчались прочь.

Русскими воинами это событие было истолковано как явное выражение покровительства Владычицы Небесной земле русской. Благодатные соотечественники после стояния на Угре назвали это место «поясом Богородицы». «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, - писал летописец. – Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию».

Много раз божия Матерь покровительствовала стольному граду Москве. Сегодня каждый верующий может поклониться иконе Владимирской Божией Матери, которая находится в храме-музее Третьяковской галереи Николы в Толмачах, и помолиться ей о спасении России.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

С.В. Алферова

Материал подготовлен по благословению иерея Дмитрия Макарова, настоятеля Свято-Троицкого прихода.

 

 

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
1 комментарий
admin
Аноним (гость)

ок